Как выучить иностранный язык, не выезжая за границу

 С начала кризиса в России значительно увеличилось число людей, посещающих курсы иностранных языков. Объяснение этому явлению простое: многие сейчас стремятся уехать за границу. А без знания языка и подтверждающих это знание дипломов, как известно, никому мы там не нужны. Требуется язык и тем, кто хочет работать на инофирме в России, и просто лингвистам-любителям. 

  Где спрос — там и предложение. Фирм, обещающих небо в алмазах — превратить вас в кратчайший срок в "native speaker", развелось великое множество. По одной только Москве лицензию на преподавание иностранного языка имеют несколько сот организаций.

  Тем не менее центров иностранного языка, обеспечивающих качественную и серьезную подготовку, у нас не так много. Хорошую школу отличают прежде всего эффективная методика и высококвалифицированный преподавательский состав. А в остальном в России вы обязательно будете иметь дело с одним из тех трех китов, на которых покоятся все учебные программы: традиционный, интенсивный и коммуникативный методы.

Традиционный метод 

  Традиционный, или лексико-переводной, метод — это как учат в спецшколах и языковых вузах. Сначала нужно зубрить правила грамматики, потом учиться их применять во фразах-моделях, потом окончательно автоматизировать полученные навыки, делая упражнения с большим числом однотипных конструкций. Слова запоминают механически и помногу. Главный тренинг — перевод с русского на иностранный. Поэтому учившийся по традиционной методике, говоря на иностранном языке, постоянно переводит, так как думать продолжает по-русски. У этого способа есть свои большие преимущества: он гарантирует безукоризненное знание теории грамматики, огромный лексический запас, умение свободно читать и писать. С устной речью, в принципе, тоже проблем нет, но носителям языка она кажется несколько странной. Когда я приехал в Германию после немецкой спецшколы в Москве, мне сказали, что я говорю на языке Томаса Манна. Я часто употреблял причастные и деепричастные обороты, придаточные предложения. А разговорная речь самих немцев была много проще и легче по конструкции. Зато, если приходится писать научные статьи на иностранном языке и выступать на конференциях, база спецшколы не дает повода для комплекса неполноценности. Кроме того, приобретенные навыки перевода — еще одна возможность подработать.

  О том, как выучить язык традиционным методом, мы более подробно расскажем в следующих статьях.

Интенсив 

  Он сегодня очень популярен. Это не обязательно краткосрочное обучение, но всегда напряженное. Интенсив предполагает активизацию резервных возможностей человека (памяти, восприятия, мышления, воображения). Цель его — научить быстро и легко общаться. Поэтому говорить вы начнете на первом же уроке. Запомнить огромный объем материала (2.000-3.000 слов за пару месяцев) помогут ролевые игры и другие специальные приемы. Ролевую игру не следует путать с игрой в мяч на занятиях в детском саду, когда снаряд бросают вам в лоб и требуют быстро произнести нужное слово. Вас погружают в реальную жизненную ситуацию, где вы должны сыграть свою роль на языке. Серьезных школ, которые исповедуют интенсив, в России всего три: Китайгородской, Шехтера и "Система-3" (по методике Шехтера).

  Научно-образовательный центр "Школа Китайгородской" — самый известный в Москве пропагандист интенсива. Уже 25 лет (сначала на базе МГУ, а теперь Международного университета) он занимается методическими разработками, издает учебники, готовит преподавателей. В основном к Китайгородской приходят учиться преуспевающие люди старше 30. Такие не могут уделять занятиям слишком много времени. С помощью специальных приемов они начинают впитывать "живую" разговорную речь очень быстро (за два месяца 2.500-3.000 слов). Главное — не зубрить фразы и слова, но пытаться выразить свою мысль, передать необходимую информацию, стать интересным собеседником.

  Не любимая большинством грамматика присутствует на занятиях только как необходимый комментарий — и лишь после того, как вы наконец заговорите.

  В школе Китайгородской учат английскому (британский и американский варианты), немецкому, французскому и русскому как иностранному. Курс британского английского рассчитан на 5 уровней по 100-150 часов. Остальные программы трехступенчатые, также по 100-150 часов. Один уровень вы освоите за пару месяцев. И если вам еще не удалось испытать на себе, что такое полная загрузка, вы насладитесь ей вполне. Три раза в неделю по 5 часов! Правда, занятия проходят очень весело и время летит незаметно. Но походы в гости, в театр или ресторан вам не раз придется откладывать: интенсив не допускает прогулов.

  В феврале в школе Китайгородской должен открыться детский центр. С 5-6 лет можно будет заниматься английским и родным языками, пластикой, живописью, музыкой, готовиться к школе. А взрослые могут вступить в своеобразный клуб тренинга — оживить язык и поучиться вести на нем дискуссии.

  Курсы дорогие. Один час стоит $6. Но здесь считают, что качественное образование должно быть либо дорогим, либо бесплатным.

  Другая авторская школа, работающая по интенсивной методике, это школа Шехтера. У Шехтера и Китайгородской много общего: в основе той и другой методики лежат идеи болгарского психолога Г.Лозанова — о суггестопедии, внушении в состоянии бодрствования. Хотя сам Шехтер, в отличие от Китайгородской, об этом не упоминает. Требования к преподавателям здесь также очень высоки: высшее филологическое образование, 3-5 лет педагогической практики по традиционной методике или несколько лет работы переводчиком. Затем повышение квалификации у самого Игоря Шехтера.

  Метод Шехтера называется "эмоционально-смысловым". Во время игровых занятий студенты должны абсолютно вжиться в роль, пройти через различные эмоциональные состояния — и все это на иностранном языке. Ведь человек запоминает только то, с чем у него связаны яркие переживания.

  Шехтер напрочь отказался от грамматики, поскольку теория, подаваемая в любой форме, вызывает страх перед языком — страх сделать ошибку. Чтобы запоминание было легким и непринужденным (такое оно у ребенка), нужна абсолютная раскрепощенность.

  Программа разделена на три уровня по 100 часов. Первый, по словам педагогов, соответствует кембриджскому "beginner", второй — "preintermediate", третий — "upperintermediate". Таким образом, переходя на следующий уровень, студент перепрыгивает сначала через кембриджский "elementary", а затем через "intermediate". И, заметьте, без малейшего представления о грамматике и правописании! По идее Шехтера, их вы усвоите самостоятельно в период каникул.

  По методу И.Ю.Шехтера работает и Лингвистическая школа общения "СИСТЕМА-3". Правда, не слепо копируя автора, а используя только сильные стороны методики. От некоторых постулатов Шехтера в "Системе-3" отказались. Например, посчитали, что грамматику все-таки преподавать надо. Но не смешивать ее с основными занятиями, а посвятить ей отдельный курс — во время каникул. На него отводится 64 часа, стоит он $120.

  В "Системе-3" особая лингафонная техника. Радионаушники, сделанные по специальному заказу, позволяют одновременно слушать и двигаться. Кроме авторского учебника Шехтера, используются современные аудиокурсы зарубежных издательств, видеоматериалы. Но не учебные передачи, а настоящие художественные или научно-популярные фильмы.

  Уроки, так же как и у Китайгородской, проходят в форме ролевых игр. Студенты "Системы-3" проводят круглые столы по различным социальным проблемам, например "круглый стол по экологии", делают сообщения (без домашней подготовки!) и отстаивают свою позицию. Каждый этап обучения завершается постановкой настоящего спектакля со сказочным сюжетом.

  За 9-12 месяцев студенты запоминают около 3 тысяч выражений, что вполне достаточно для беглой (но клишированной) речи. Один уровень интенсива стоит около $200, грамматический факультатив — $120, что сравнительно недорого. Языки — английский, французский, итальянский, немецкий. После курса в России студентам предлагают продолжить обучение за рубежом.

  В "Системе-3" можно также подготовиться к сдаче TOEFL, GMAT, пройти бизнес-курс (100 часов). Есть и детские группы.

  "Система-3" весьма преуспела в популяризации метода Шехтера в своей интерпретации. Теперь, когда говорят про школу Шехтера, в большинстве случаев имеют в виду именно "Систему-3".

Коммуникатив 

  Коммуникативная методика — это смесь традиции и интенсива. По сути это та же лексико-переводная методика, но более образная (выполнение заданий по картинкам) и оживленная разговорной речью. Коммуникатив сегодня — самый распространенный метод. Возможно, благодаря хорошей раскрутке и моде. В этом режиме работают почти все зарубежные языковые школы. В том числе и те, что имеют свои представительства в России. С одной стороны, это авторитетные курсы при посольствах или культурных центрах, такие как Британский совет, институт им. Гете, Французский культурный центр. С другой — популярные частные школы Language Link, EF Education (English First), BKC-International House, Linguarama. Разница прежде всего в квалификации преподавателей. В первом случае при устройстве на работу желательно (а в некоторых местах и необходимо) высшее педагогическое образование по иностранному языку. Во втором — достаточно сертификата преподавателя того или иного языка как иностранного (о том, как учат на преподавателя английского для иностранцев в Англии, читайте наш материал на с.26). А именно от того, насколько квалифицирован и талантлив преподаватель, во многом и зависит результат.

  В этой статье мы чуть подробнее расскажем о курсах при посольствах и культурных центрах иностранных государств. О зарубежных частных школах иностранного языка речь пойдет в следующем номере "Обучения за рубежом".

Британский совет 

  Под эгидой Британского совета (БС) работают более 120 центров по изучению английского языка в 52 странах мира. Это самые авторитетные курсы британского варианта английского. Все преподаватели должны иметь высшее образование и не менее 2 лет практики. В БС преподают англичане по лучшим британским учебникам — English File (Oxford University Press), Headway (Oxford University Press), Distinction (Nelson), Focus (Nelson), Proficiency. Учебники построены в форме картинок и диалогов, к каждому изданию прилагаются аудиокассеты. Группа делится на пары, и каждая пара на протяжении урока отрабатывает диалоги, описывает картинки и т.п. Преподаватель контролирует партнеров по диалогу, вмешивается, исправляет и объясняет допущенные ошибки. На курсах БС учат не только разговаривать и читать, но также писать, разбираться в грамматических конструкциях. Кроме работы с учебником, можно посмотреть видеофильмы.

  Британский совет строит свою систему обучения на 7 уровнях — от "начинающего" до "профессионала". Каждый уровень делится на 3 подуровня по 32 часа (8 недель). Определить, какой уровень ваш, помогает тестирование. Оно проводится каждые два месяца в течение всего года. По окончании каждого уровня вы получаете сертификат. Если вы пройдете через все этапы — скорее всего станете высоким профессионалом. Но учиться придется долго — 6-7 лет, а платить немало — курс от "нуля" до "совершенства" стоит $6,5-7 тысяч.

  Учиться в Британском совете могут и дети (от 6 лет, если набирается группа), и пенсионеры, но преобладают те, кто хочет получить место в крупной иностранной компании в России или уехать на учебу или на работу в Великобританию.

Французский культурный центр 

  Здесь, разумеется, обучают только французскому языку. И, как это принято в структурах государственного статуса, по традиционной методике. А статус у Французского центра очень даже серьезный. Он подчинен Министерству иностранных дел Франции и тесно сотрудничает с посольством Франции в России. Преподавателей языка (как российских, так и французских) подбирает атташе по лингвистике посольства Франции.

  Общий курс рассчитан на 6 уровней (по три месяца каждый). Урок строится по жесткой схеме: проверка домашнего задания, новый грамматический материал, новые речевые обороты, диалоги в парах, дискуссия на свободную тему, обсуждение следующего домашнего задания и песни на французском языке. В домашних заданиях тренируется письменная речь: например, предлагается написать письмо воображаемому другу, листовку о защите окружающей среды и, конечно, сделать пару упражнений на грамматические правила.

  На курсах во Французском культурном центре используются учебники "Le nouveau sans frontieres. Methode de Francais" (всего учебников три, каждый стоит около 300 рублей и идет в комплекте с тетрадью для упражнений). Один том соответствует двум уровням языковых курсов. 

  Кроме общего курса, в Центре предлагается 3-месячный курс (62 часа) подготовки к экзамену DALF (Diplome approfondi de langue francaise), курс подготовки к экзамену на диплом торгово-промышленной палаты Парижа (подробнее см. "Обучение за рубежом" №1 за 1998 год).

  Французский культурный центр очень любят наши студенты и молодежь до 30 лет. Возможно, из-за невысокой цены. Один уровень стоит $170. Выучив язык, они хотят либо поехать во Францию, либо устроиться на выгодную работу. Франкофоны совершенствуют здесь свои знания просто для души — обстановка располагает.

Институт им. Гете

  Мало того, что институт им. Гете практически монополизировал обучение немецкому языку на территории Германии. Он перенес свою монополию и в Россию. Дело в том, что немецкий язык пока что не пользуется у нас бешеной популярностью. Поэтому большинство курсов числят его по разряду второсортных. Никакой заинтересованности в преподавании немецкого не выражают. Очевидно, для института немецкий — это единственный и совсем не смутный "объект желания" (вспомните Бунюэля). Репутация института так высока, что его сертификаты и дипломы котируются во всем мире по самому первому разряду. Нет лучшего места для изучения немецкого по традиционной методике.

  Самые долгие — начальная и средняя ступени курса (Grundstufe, Mittelstufe). Каждая делится на три подуровня. Венчает стройное классическое здание верхняя ступень (Oberstufe). Каждый из семи семестров проходится за 136 или за 204 часа, это 3 или 4,5 месяца. Нагрузку вы выберете сами — либо 2 раза в неделю по 4 часа, либо 3 раза по 4 часа. Программа предполагает, что после "грундштуфе", "миттельштуфе" и "оберштуфе" вы будете сдавать экзамены: соответственно на Zertifikat Deutsch als Fremdsprache, Zentrale Mittelstufenpruеfung, Zentrale Oberstufenpruеfung. После "оберштуфе" можно попробовать сдать на Малый или Большой немецкий диплом (Kleines oder Grosses Deutsches Sprachdiplom, см. "Обучение за рубежом" №1(2) за 1999 год).

  На начальных этапах обучения занятия ведут русские преподаватели. Главный упор — на понимание и общение. Новички не делают никаких переводов с русского на немецкий. За короткий срок студенты должны освоить простые фразы, бытовой словарь и научиться ясно выражать свои мысли. Постепенно программа усложняется — появляются преподаватели-носители языка, а вместе с ними придаточные предложения, причастия, упражнения на грамматику (например, предлагается перефразировать предложение, используя другую конструкцию). К концу средней ступени все студенты очень хорошо владеют грамматикой, письменной и устной речью — приблизительно на уровне отечественной спецшколы. "Оберштуфе" соответствует уровню студента языкового вуза. Полный курс от "нуля" до "продвинутого" можно освоить за 4 года. Одна ступень стоит (в зависимости от количества часов) от 600 до 900 марок, студентам скидки.

 


 

 
На нашем сайте вы можете найти нужную Вам информацию об обучении в различных странах мира, России и СНГ. Интересные статьи помогут Вам разобраться, куда направиться учиться, какие методики выбрать для более эффективного изучения иностранных языков. Здесь так же представлен обзор курсов английского языка, а также подборка ресурсов для прохождения онлайн тестов. Онлайн тесты помогают оценить начальные знания изучающего иностранный язык. Это нужно для того, чтобы узнать, какие методики обучения иностранного языка подходят, позволяют понять уровень подготовки человека. Есть помощь для предэкзаменационной подготовки для школьников и студентов. Учителя могут найти для себя интересные наработки по обучению. Подводя итог об этом разделе можно сказать следующее: здесь можно найти практически все, что касается обучения английскому языку, приятного просмотра!