"25-й кадр" и иностранный язык

 На российском рынке действует несколько компаний, предлагающих аудио-, видео- и компьютерные программы изучения иностранных языков по методике "25-го кадра". В рекламе своей продукции они обычно ссылаются на давно доказанную эффективность подобных методов, для солидности упоминая секретные эксперименты. В рекламном объявлении одной из них утверждается, что "многочисленные научные эксперименты, начатые сорок лет назад в ЦРУ, КГБ и в других спецслужбах, показали, что информация, предъявляемая в субсенсорном режиме восприятия, усваивается человеком с эффективностью, в тысячи раз превышающей норму. Это связано с тем, что у людей 97% психической деятельности протекает на уровне подсознания и только 3% на осознаваемом уровне". 

  Субсенсорная, то есть не осознаваемая человеком информация, действительно усваивается мозгом. Однако вся проблема в том, что она так и остается неосознаваемой. Человек не может по своей воле извлекать из памяти то, что попало туда помимо его сознания. Добраться до этих необозримых кладовых нашей памяти можно, либо воздействуя на определенные участки мозга электродами (что было случайно установлено во время нейрохирургических операций), либо в критических ситуациях (например, перед казнью в сознании человека мелькает вся его жизнь). В нормальной жизни бессознательное так и остается бессознательным. Поэтому все утверждения рекламы о том, что освобожденная от "фрейдовской цензуры" память "начинает творить чудеса, перерабатывая и навечно запечатлевая огромные массивы информации", являются правдой лишь отчасти. Так, реклама утверждает, что "за один-два часа испытуемый усваивал на уровне узнавания более 60% предъявляемых слов". Ключевые слова здесь: "на уровне узнавания". Они означают, что, когда человеку предъявят эти же слова, он их "узнает", то есть скажет: "Да-да, я их где-то видел", но не сможет сказать, что они означают. 

  Другие фирмы в своей рекламе делают акцент на восторженных отзывах пользователей программ. При этом искренность отзывов не вызывает сомнений. Просто большая часть восторгов касается не объективно измеряемых показателей, а ощущения преодоления "языкового барьера". Большинство людей, особенно старшего возраста, стесняются говорить на иностранном языке, боятся ошибиться. Это результат советской системы преподавания языка и вообще школьного обучения. Иностранные же ученики, даже выучив по-русски четыре слова, смело пытаются с помощью этих слов объясниться. Эффективность технологии "25-го кадра" определяется тем, что она придает людям уверенность, помогает поверить в то, что выучить язык - это вовсе не трудно. Многие пользователи сообщают о том, что стали свободно общаться за границей. "Испанский для меня стал досягаемым. Я в этом убедился, когда посетил Испанию. Я смог без переводчика общаться с испанцами - этими прекрасными, добрыми людьми!" Возникает вопрос: почему эти люди не могли общаться с добрыми испанцами, занимаясь по обычным методикам? Они просто не пробовали.

  Те пользователи, которые пытаются оценить результаты объективно, дают более трезвые отклики. "Недавно я купил CD-ROM, позволяющий изучать французский язык по методике "25-го кадра". Во-первых, просидеть 40 минут перед мелькающими картинками нереально. За три месяца у меня хватило терпения посмотреть на мигающие надписи в общей сложности 2 часа. Во-вторых, в комментариях к диску сказано, что подобная методика позволяет за 2 месяца выучить 2 тысячи слов. Так зачем огород городить, если стандартным грамматическим способом можно добиться примерно таких же результатов и при этом необязательно быть чрезвычайно волевым человеком, который может в течение 40 минут неподвижно глядеть в монитор".

  Да и вообще идея измерять знание иностранного языка тысячами выученных слов - довольно странная. Это знание определяется вовсе не ощущением, что все эти слова мы где-то слышали, а способностью понимать иностранную речь, разговаривать, читать и писать на иностранном языке. Ни одного исследования, которое объективно сравнило бы результаты, полученные за одинаковое число занятий по обычным методикам и по методике "25-го кадра", фирмы, предлагающие эти методики, не представили.

По материалам журнала "Власть", 2001г.

 


 

 
На нашем сайте вы можете найти нужную Вам информацию об обучении в различных странах мира, России и СНГ. Интересные статьи помогут Вам разобраться, куда направиться учиться, какие методики выбрать для более эффективного изучения иностранных языков. Здесь так же представлен обзор курсов английского языка, а также подборка ресурсов для прохождения онлайн тестов. Онлайн тесты помогают оценить начальные знания изучающего иностранный язык. Это нужно для того, чтобы узнать, какие методики обучения иностранного языка подходят, позволяют понять уровень подготовки человека. Есть помощь для предэкзаменационной подготовки для школьников и студентов. Учителя могут найти для себя интересные наработки по обучению. Подводя итог об этом разделе можно сказать следующее: здесь можно найти практически все, что касается обучения английскому языку, приятного просмотра!